Итоги круглого стола «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе»

Итоги круглого стола «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе» 05.06.2013 Итоги круглого стола «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе»

Плохие дороги в нашей стране — вовсе не результат недофинансирования. Выделенные средства просто не могут быть эффективно освоены. Нормативно-правовая база безнадёжно устарела, технологии не совершенствуются. Как результат, строить качественные дороги на территории России сегодня не просто нерентабельно, но и невозможно. К такому заключению пришли участники прошедшего недавно круглого стола «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе».

Николай Быстров, занимающий пост заместителя руководителя Федерального дорожного агентства, заявил в ходе дискуссии, что не видит никаких предпосылок к выходу отрасли на мировой уровень. По его мнению, глупо надеяться на какие-либо улучшения, пока большая часть усилий уходит не на усовершенствование конструкции дорожных одежд, а на прохождение сложнейших процедур согласования и утверждения проектов и их генеральных планов. Эти созданные государством препятствия тормозят как реализацию намеченных проектов, так и развитие отрасли в целом.

В ходе заседания была озвучена ещё одна важная проблема, касающаяся процедуры проведения аукционов. Согласно федеральному закону №94, они проводятся по принципу «кто назначит цену ниже, тот и выиграет аукцион». Качество работ при этом не учитывается.

Если ситуация в отрасли дорожного строительства не изменится, то на реализацию намеченной стратегии по расширению российской сети автодорог с 900 тыс. до 1,3 млн километров уйдёт не 20, как это было запланировано, а 150 лет. К такому пессимистичному прогнозу пришли участники круглого стола.

Основная проблема российского дорожного строительства лежит не в области финансирования. Как недавно заявил Владимир Путин, проблема состоит в том, что выделенные государством средства не получается эффективно освоить. Участники конференции сошлись в мнении, что России необходима тщательно выверенная стратегия развития транспортной сети. Если экономика страны будет и дальше развиваться, то нынешняя транспортная система просто не выдержит нагрузки, что может привести к самым тяжёлым последствиям.

Немало замечаний было сделано участниками круглого стола и в отношении расчета оснований и технологий их строительства. Так, было отмечено, что в России до сих пор пользуются пассивными присадками, в то время как в мире уже давно перешли на адгезионные активные, так как они обеспечивают отличное слияние каменного материала и битума даже в воде. То же самое касается и несущего (нижнего) слоя асфальтобетона. Европейцы давно поняли, что если он накопил определённое количество усталостных деформаций, то никакого смысла в ремонте или замене верхнего слоя уже нет — эффект будет кратковременным. В Германии толщина несущего слоя составляет 22 сантиметра, в России — 8 сантиметров. Притом расчёт оснований по европейским стандартам ведётся с учётом того, что несущий слой должен быть устойчив к деформациям. В нашей же стране его по-прежнему кладут из пористого асфальтобетона. Что и говорить о проектировании дорог на слабых грунтах, когда толщине и качеству нижнего слоя должно уделяться особое внимание?

Никаких особых ноу-хау в области дорожного строительства не существует, а все конструкции дорожных одежд, наряду с технологиями их возведения, давно известны. Но почему же они не применяются в России? В ходе конференции было выяснено, что делать это не позволяет сформировавшаяся в стране нормативная база. Прежде чем задумываться о совершенствовании технологий, необходимо реанимировать научные институты.

Олег Белозеров, занимающий пост министра транспорта Российской Федерации, провёл совещание с представителями крупнейших зарубежных компаний. На вопрос «Что мешает вам участвовать в российском дорожном строительстве?» было озвучено две причины. Первая — это Главгосэкспертиза, вторая — федеральный закон №94. Иностранные дорожно-строительные компании даже не выставляют свои кандидатуры на конкурс, а наши компании вынуждены работать на этом рынке.

Не лучшее влияние на отрасль оказывает и сформировавшийся миф о том, что строить качественные дороги на территории России невозможно (не та почва, не тот климат, не та техника и не те материалы). Чтобы это предубеждение разрушить, необходимо построить полигон для испытания дорожных одежд.