Расчет жестких дорожных одежд

Расчет жестких дорожных одежд всегда происходит с принятием во внимание свойств нижележащего грунтового полотна. В ходе расчета учитывается множество факторов, в числе которых климатические условия строительства, морозоустойчивость будущей автомагистрали и её способность к дренажу, а также экономическая целесообразность строящегося объекта. Расчет оснований принято проводить с учётом растущей загруженности автомагистрали и ухудшающихся природно-климатических условий.

Цена на дорожно-строительные материалы постоянно растёт, а вероятность усиления интенсивности движения трудно предугадать. В связи с этим расчет оснований всегда осуществляется для базовой (референсной) конструкции с возможностью последующей доукладки дополнительных слоёв.

Цель расчета дорожных одежд — определиться с числом функциональных слоёв, а также с перечнем необходимых для их обустройства материалов. При этом дорожно-строительные инженеры всегда стремятся:

  • задействовать при строительстве как можно больше местных стройматериалов;
  • свести к минимуму количество слоёв;
  • максимальным образом механизировать все осуществляемые работы;
  • принимать во внимание климатические и гидрогеологические особенности региона;
  • как можно более точно определить межремонтный период;
  • оставить техническую возможность для укрепления цементобетонного покрытия.

Согласно СНиПу № 2.05.02 – 85, при расчете оснований для автомагистралей общего пользования, референсной (нормативной) принято считать нагрузку, передаваемую на покрытие грузовым автомобилем с давлением на ось 115 кН. На автодорогах промышленного назначения этот показатель может достигать 150 кН. При расчётах всегда учитывается загруженность магистрали и уменьшение интенсивности движения в ночное время суток. В ходе проектирования нередко используются данные об износе, полученные в ходе испытаний дорожных одежд, отработавших запланированный эксплуатационный период.

В процессе расчета жестких дорожных одежд инженеры стараются определить, какой грунт разумно использовать на том или ином участке. В регионах со сложными климатическими условиями лучше использовать морозо- и влагоустойчивые породы, однако окончательное решение принимается исходя из экономической целесообразности проекта.

В ходе многочисленных испытаний дорожных одежд, проводившихся на территории России, было выявлено, что пластичность и износостойкость используемого при строительстве материала во многом зависит от содержания в его составе вяжущих субстанций органического происхождения, а также от температур, при которых этот материал эксплуатируется. В свою очередь, износостойкость фракционных стройматериалов природного происхождения (гравий, щебень) мало зависит от температуры. Кроме того, показатель износа очень незначительно меняется даже при возрастании транспортной нагрузки.

Более подробно с рекомендациями по расчету оснований дорог общего пользования и промышленного назначения можно ознакомиться в составленных Росавтодором «Методических рекомендациях по проектированию жестких дорожных одежд», пришедших на смену устаревшему ВСН197-91.